Международный день культуры в Информационном центре.
15 апреля во всем мире отмечается Международный день культуры. Дата связана с подписанием 15 апреля 1935 г. в Вашингтоне Договора «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», получившем известность в международно-правовой практике как Пакт Рериха. С инициативой отмечать день подписания пакта как Международный день культуры выступила в 1998 г. общественная организация Международная Лига защиты культуры, учрежденная в 1996 г. Международным центром Рерихов (президент — летчик-космонавт, Герой Советского Союза Виктор Афанасьев).
Этот день Информационный центр по атомной энергии г. Саратова решил отметить публичной лекцией для учащихся общеобразовательных учреждений «Музыкальная партитура романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»». И сам знаменитый роман и музыкальные произведения, упоминаемые автором в романе, безусловно, относятся к мировому культурному наследию, которое в наше время можно считать главной движущей силой на пути совершенствования человеческого общества, основой единения людей разных национальностей и вероисповеданий. Лекция проводилась в рамках регионального проекта «Публичные лекции ведущих ученых — молодому поколению России».
Лектором в этот день выступил Юрий Николаевич Борисов — известный российский литературовед, кандидат филологических наук, профессор, заведующий кафедрой истории русской литературы и фольклора Института филологии и журналистики СГУ им. Н. Г. Чернышевского, профессор Саратовской Консерватории им. Л. В. Собинова, а слушателями — учащиеся 10–11 классов Восточно-Европейского лицея г. Саратова.
«Сегодня мы с вами рассмотрим лишь один ракурс самого знаменитого русского романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита»». Когда мы читаем роман, то практически никогда не обращаем внимания на тему музыки, которая пронизывает все произведение. Более того, Михаил Афанасьевич в каждом конкретном эпизоде отмечает, какая звучит музыка. Причем часто она кажется неуместной в данном контексте, но если задуматься… Вот сегодня мы с вами и поговорим о музыке и ее месте в романе М. А. Булгакова и послушаем эту музыку, звучащую фоном к конкретным фрагментам романа», — так начал свою лекцию-беседу Юрий Николаевич.
«Музыка предстаёт в романе как сила материально осязаемая и чрезвычайно действенная — одна из пружин сюжетной динамики. Она занимает промежуточное, связующее положение между материально-обыденным миром и мистическим, выступает вестницей проникновения, вторжения в жизнь обычных земных существ сил тревожно загадочного инфернального мира, «ведомства Воланда»».
И школьники погружаются в литературно-музыкальный мир. В качестве иллюстраций к различным эпизодам романа звучат произведения А. Шнитке, Ф. Шуберта, П. Чайковского, фокстрот «Аллилуйа»…
По просьбам учащихся, обращенных к профессору, тематический цикл лекций «История взаимодействия литературы и музыки в поэтике словесно-художественного произведения» будет продолжен в следующем году.
