«Нелинейные дни в Саратове»
26 ноября

«Нелинейные дни в Саратове»

Весь день 26 ноября в Информационном центре по атомной энергии г. Саратова работала региональная школа-конференция для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений области «Нелинейные дни в Саратове».

Школа-конференция «Нелинейные дни в Саратове» традиционно проводится в Саратове с 1994 года. Организатором школы-конференции на протяжении всехлет является факультет нелинейных процессов Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского. Целью проведения этого мероприятия является формирование у учащихся интереса к научной работе, пропедевтика научно-исследовательской деятельности, довузовская подготовка научных кадров, формирование творческих связей между учащимися, объединенными общими учебными и научными интересами, и преподавателями вузов. Ежегодно в работе школы-конференции принимают участие более 70 школьников из различных образовательных учреждений Саратовской области.

В этом году и инициативой проведения ежегодной школы-конференции на базе Информационного центра по атомной энергии выступил программный комитет школы-конференции, в состав которого вошли: Д. И. Трубецков, член-корр. РАН, д. д н., профессор факультета нелинейных процессов Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, Ю. И. Левин, к. к н., профессор, декан факультета нелинейных процессов СГУ и Н. П. Кузькин, к. к н., руководитель Информационного центра по атомной энергии г. Саратова. Министерство образования Саратовской области поддержало инициативу программного комитета о проведении этого регионального научно-просветительского и профориентационного мероприятия на базе ИЦАЭ.

Интересная и насыщенная программа школы-конференции, направленная в образовательные учреждения Министерством образования, привлекла в этот день в стены Информационного центра около 80 старшеклассников из различных общеобразовательных учреждений города и области.

В этот день перед школьниками с публичными лекциями выступили три профессора Саратовского государственного университета, руководитель Информационного центра, заместитель научного руководителя РФЯЦ-ВНИИЭФ (г. Саров).

Серию научно-познавательных лекций открыл член-корр. РАН, д. д н., профессор факультета нелинейных процессов Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского Дмитрий Иванович Трубецков с лекцией «Современная картина мира и место нелинейной науки в нем». «В мировоззренческом плане идеи нелинейности — это: идеи многовариантности, альтернативности путей эволюции; идеи выбора из данных альтернатив; идеи скорости развития процессов в среде; идеи необратимости эволюции. Проблемами нелинейности занимались такие великие ученые, как Л. И. Мандельштам, С. П. Капица и многие другие. Сегодня многие из вас услышат некоторые необычные, но чрезвычайно важные в науке понятия, например, „детерминированный хаос“ и „бифуркации“ — так начал свое выступление Дмитрий Иванович. Напряженное заинтересованное внимание слушателей сопровождало все 45 минут лекции. Уникальные слайды презентации, цитирование высказываний ученых, стихи, формулы, примеры из повседневной жизни не могли оставить равнодушными старшеклассников.

В своей лекции „Нелинейная динамика общества“ профессор СГУ Алексей Александрович Короновский рассмотрел вопросы проникновения нелинейной динамики в экологию, экономику, социальные науки. Нелинейная динамика в действии — суть выступления профессора, раскрываемая на примерах нелинейной динамики изменения численности народонаселения в различных странах, численности армий и количества убитых во время первой мировой войны, эпидемий человечества, включая распространение СПИДа. Описание наиболее известных экспериментов, математические модели процессов, уравнения Мальтуса и Ферхюльста, их решения и рассмотрение их в связи с конкретными явлениями и процессами вызвали живой интерес аудитории.

Декан факультета нелинейных процессов СГУ Юрий Иванович Левин рассказал школьникам на простейших примерах, где они уже встречали нелинейность и в школьном учебном материале, и в жизни. Кроме того, от него школьники узнали о большом количестве научных центров в мире, которые занимаются проблемами нелинейной динамики и месте факультета нелинейных процессов в учебном и научном мире.

С большим вниманием участники конференции слушали лекцию руководителя Информационного центра Николая Петровича Кузькина „Атомная энергетика сегодня“». Много интересных фактов о развитии атомной отрасли, последствиях аварии на АЭС «Фукусима», кадровой политике госкорпорации Росатом — вот основной спектр затронутых в лекции вопросов.

Затем слушателям удалось посмотреть видеозапись лекции заместителя научного руководителя РФЯЦ-ВНИИЭФ (г. Саров) доктора физико-математических наук Александра Константиновича Чернышева «Мир в 21 веке и ядерное оружие»». Проблемы от ХХ — «золотого века физики» до ХХI века и его проблем, «Ответственность ученых в ядерный век», «Обеспечение национальной безопасности страны», соотношение военно-экономических потенциалов НАТО и России — ключевые вопросы лекции, вызвавшие живой интерес аудитории. Наиболее запомнилась участникам конференции одна из фраз лектора: «Разработка отечественного ядерного оружия — единственный пример в истории создания средств вооруженной борьбы, когда главной целью является достижение условий, делающими невозможным войну», вокруг которой развернулось бурное обсуждение уже после лекции. За предоставленную возможность прослушать столь интересную лекцию участники школы-конференции выразили благодарность ИЦАЭ Н. Новгорода.

Вторая часть программы школы конференции была посвящена защите учебно-исследовательских проектов учащимися 10–11 классов, представленных на конференцию. «Упрямый шарик (Эксперимент и теория)», „Двигатель Стирлинга“, „Экспериментальные исследования в теории восприятия пространства“ и др. Интересен тот факт, что с защитой своего проекта на школе-конференции выступала и 900-тысячный посетитель Информационного центра Ростунцова Алена, ученица 10-ого класса Лицея прикладных наук.

„Это был целый день погружения в науку. Столько новой и интересной информации! Обязательно будем в дальнейшем посещать мероприятия Информационного центра. Когда состоится следующая публичная лекция?“ — такие отзывы от школьников прозвучали по окончании мероприятия. „Такие мероприятия обязательно нужно проводить для школьников. Они на весь день оказываются в другом мире: другие вопросы для общения, другой уровень общения, совершенно незнакомые ранее факты, неожиданные выводы. Все это очень важно для общего интеллектуального развития, выбора дальнейшего профиля обучения, развития коммуникативной компетенции. Мы очень довольны результативностью этого мероприятия, большое спасибо организаторам!“ — отзывы педагогов-участников конференции.